• 1
  • 2
  • 3
3156

Выездной пленум Российского общества хирургов и XIX съезд хирургов Дагестана

 

     В Махачкале 6-7 июня прошёл выездной пленум Российского общества хирургов и XIX съезд хирургов Дагестана. В конференции приняли участие ведущие хирурги из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Рязани, Екатеринбурга, Краснодара и Сургута. Они сосредоточили свое внимание на самых актуальных вопросах современной хирургии.    Была рассмотрена широкомасштабная программа, состоящая из презентаций, докладов и симпозиумов. Сотрудники ДЦК и ССХ приняли непосредственное участие в работе конференции. 

1  


    На секции сердечно-сосудистой и торакальной хирургии было представлены следующие доклады: 
 

   1) Рентгенэндоваскулярное лечение врожденных пороков сердца ДЦК и ССК: непосредственные результаты 484 операций. Докладчик Абасов Физули Ханахмедович. 

2

   

    Рентгенэндоваскулярное лечение врожденных пороков сердца в Дагестанском центре кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии: непосредственные результаты 484 операций.

Махачев О.А.1,2, Абасов Ф.Х.1,2, Магомедов А.Г.1, Бадрудинова М.Х.1, Алиев Г.Н.1,  Мамаев А.А.1, Хаджилаев М.Х.1, Османов О.А.1, Магомедова М.А.1, Абдусаламова З.Г.1, Абдулаев К.И.1, Магомедова З.Г.1

1 ГБУ РД НКО «Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии»

2 Кафедра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии ФПК и ППС ФГБОУ ВО «ДГМУ»

 

   Цель: Представить непосредственные результаты рентгенэндоваскулярного лечения открытого артериального протока (ОАП), вторичного дефекта межпредсердной перегородки (ДМПП) и изолированного стеноза легочной артерии (ИСЛА).

    Материал и методы: За период с октября 2014 г. по май 2019 г. в ДЦК и ССХ рентгенэндоваскулярная коррекция ВПС была выполнена 484 пациентам: 358 (74%) больным с ОАП, 124 (25,6%) пациентам с ДМПП и 2 больным с ИСЛА. Из них 375 (77,4%) пациентов были дети и подростки в возрасте от 3 до 16 лет. Медиана возраста больных составила 16 лет (от 3 лет до 71 года). Масса тела пациентов равнялась в среднем 53.6±22.1 кг (от 13 до 104 кг). В одном наблюдении ОАП сочетался с ДМПП, в другом - ДМПП сочетался с ИБС. Чреспищеводная ЭхоКГ была выполнена 56 взрослым пациентам и 7 подросткам. По данным ЭхоКГ определялись: диаметр ОАП и ДМПП, размеры межпредсердной перегородки, размеры и структура краев дефекта, у больных с ИСЛА был определен систолический градиент на ЛК. Для эмболизации ОАП небольшого диаметра выполнялась имплантация отделяющихся спиралей, а для закрытия ОАП диаметром более 2 мм и вторичного ДМПП использовались самораскрывающиеся и самоцентрирующиеся системы – окклюдеры. У больных с ОАП тип и размер закрывающего устройства определяли в зависимости от минимального диаметра и анатомической формы порока. Для определения типов протоков использовалась ангиографическая классификация по Krichenko A. et. al.  (1989 г.): тип Е выявлен в 61% случаев, тип А в 32% случаев и тип D в 5% случаев. У 297 пациентов (82,9%) ОАП был закрыт с помощью окклюдера, у 42 больных (14,5%) проток был эмболизирован спиралью. Точные размеры ДМПП дополнительно определялись интраоперационно с помощью измерительного баллона. Диаметр дефектов, определенный измерительным баллоном, в среднем составил 12.1±1.3 мм, а диаметр окклюдеров – в среднем 13,3±1.4 мм. Ещё трём пациентам с ОАП и шести с ДМПП, закрытие пороков было выполнено без флюороскопии (Alternative Non-fluoroscopic strategy­). Двум пациентам с ИСЛА выполнена транслюминальная баллонная вальвулопластика. Градиент давления на клапане ЛА до операции составлял 70 и 65 мм.рт.ст., после операции градиент снизился до 20 и 16 мм. рт. ст. 

    Результаты: Госпитальная летальность при выполнении рентгенэндоваскулярных вмешательств у больных с ВПС отсутствовала, закрытие ВПС на операционном столе было достигнуто у всех пациентов. По данным ЭхоКГ, выполненной в динамике через 6 месяцев после операции отмечено уменьшение размеров правых и левых отделов сердца. В обоих наблюдениях с ДМПП и легочной гипертензией, на вторые сутки после операции зафиксировано снижение давления в ЛА. Полное закрытие ОАП было констатировано у 99,1% больных, у трёх пациентов после эмболизации ОАП спиралями в послеоперационном периоде по данным ЭХО КГ оставался гемодинамически незначимый резидуальный сброс до 1 мм. В 96% (n=119) наблюдений был герметично закрыт ДМПП; в 5 (6%) случаях после закрытия ДМПП выявлены гемодинамически незначимые резидуальные шунты диаметром 1 мм, которые закрылись в первые три месяца после операции.

    Выводы. Рентгенэндоваскулярная коррекция ВПС у детей и взрослых, является малотравматичным, высокоэффективным и безопасным методом устранения порока. Эндоваскулярное лечение ВПС без применения флюороскопии, впервые выполненное в Российской Федерации, можно рассматривать как альтернативу классическим операциям с применением рентгенографии.

 

 

    2) Опыт трансплантации электрокардиостимуляторов в ДЦК и ССХ. Докладчик Султанов Магомед Гасанович.  
 
 3

    Опыт имплантации электрокардиостимуляторов в Дагестанском центре кардиологии и сердечно–сосудистой хирургии.

 

Махачев О. А.1,2, Магомедов А. Г.1, Султанов М. Г.1, Алиев Г. Н.1, Расулов М. М.1,  Абдулаев К. И.1

1 ГБУ РД НКО «Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии»

2 Кафедра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии ФПК и ППС ФГБОУ ВО ДГМУ

 

    Цель. Представить непосредственные результаты имплантации электрокардиостимуляторов (ЭКС) для лечения нарушений сердечного ритма.

    Материал и методики. Первая имплантация ЭКС в отделении РХА и ЭКС ДЦК и ССХ была выполнена 20 апреля 2012г., пациенту М., 60л. с А-В блокадой II ст. Был имплантирован ЭКС 552C SSI (без частотной адаптации) с пассивной фиксацией желудочкового электрода.

С января 2012г. по 2018г. в отделении РХА и ЭКС ДЦК и ССХ выполнено 651 имплантация ЭКС. Из их числа однокамерных 583 [ЮНИОР (n=10), 552С (n=80), 560 SR (n=296), SUSTAINXL (n=99) и ENDURITY CORE (n=38) и двухкамерных 68 [460 DR (n=10), SUSTAINXLDR (n=24) и ENDURITY CORE (n=34)].

Спектр нарушений сердечного ритма, потребовавший имплантации ЭКС, был следующим: атриовентрикулярная блокада III ст. (58,8%), атриовентрикулярная блокада II (15,8%), Атриовентрикулярная блокада I ст. – (1,1%), фибрилляция предсердий с эпизодами асистолии (15,7%), СССУ (8,9%). Во всех случаях использовались электроды с пассивной фиксацией.

В 2012 г. имплантировано – 48 ЭКС, в 2013г. – 71 имплантация, в 2014 г. – 75 имплантаций, в 2015 - 100 операций, в 2016 г. - 115 операций, в 2017 – 2018 г.г. по 121 операции. Первичная имплантация ЭКС выполнена 519 (79,7%) больным, замена ЭКС произведена в 132 (20,3%) случаях. Средний возраст оперированных больных составил 71,13 ± 10,4 лет (от 17 до 98 лет), 53,8% (n=350) пациентов были женского пола.

    Результаты: В 71% случаев (n=60) ЭКС имплантированы лицам старше трудоспособного возраста (65 лет и старше), в 146 случаях пациенты были старше 80 лет. 

Нами было имплантировано 449 отечественных и 202 импортных ЭКС. С 2014 года в центре имплантируются стимуляторы с частотно-адаптивной функцией, со второго полугодия 2017 года мы имплантировали 72 МРТ совместимых электрокардиостимулятора.

В послеоперационном периоде пациентам проводился ежедневный ЭКГ - мониторинг, трансторакальная ЭхоКГ с описанием места фиксации электрода и перепрограммирование ЭКС (на 2 сутки после операции). Послеоперационные осложнения наблюдались в 25 (3,8%) случаях: инфицирование (n=1), гематома «ложа ЭКС» (n=12), повышение порога стимуляции (n=4), дислокация электрода (n = 5) и тромбофлебит подключичной вены (n=3)

Госпитальная летальность составила 0,15% (1/651). Причиной смерти пациентки 88 лет явилась тромбоэмболия легочной артерии на 3-е сутки после операции.

    Заключение. Имплантация ЭКС в РД является востребованным хирургическим пособием с незначительным риском развития осложнений и летальности, использование современных имплантируемых устройств для электрокардиостимуляции способствует улучшению качества жизни оперированных пациентов.


    

3)  Эндовенозная лазерная коагуляция как метод устранения рефлюкса по перфорантным венам. Докладчик Шихмагомедов Осман Омарович.

 

4

Эндовенозная лазерная коагуляция как метод устранения рефлюкса по перфорантным венам.

 

Гамзатов Т.Х.3, Махачев О.А.1,2, Муталипов Р.М. 1, Шихмагомедов О.О.1,2

 

1ГБУ РД НКО «Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии»

2Кафедра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «ДГМУ»

 3Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России

 

    Цель. Изучить эффективность и безопасность применения лазерного излучения при устранении патологического рефлюкса по перфорантным венам.

    Материал и методы. Исследование включало 40 пациентов. Стадия венозной патологии по классификации CEAP в 95 % (n = 38) случаев соответствовала С5-С6, в 5 % (n = 2) наблюдений С4. Использовался световод с торцевым типом излучения в следующем режиме: длина волны 1470 нм, мощность излучения — 8 - 10 Вт, плотность энергии — 100 - 130 Дж/см2. Эффективность устранения рефлюкса оценивалась по результатам УЗИ через 1 неделю и 1 месяц после оперативного вмешательства. При контрольном ультразвуковом исследовании оценивались следующие параметры: реканализация облитерированной вены, тромбоз глубоких вен (ТГВ), тромбоз поверхностных вен, нейропатия в зоне вмешательства.

    Результаты. У всех оперированных больных была достигнута окклюзия перфорантных вен с элиминацией патологического рефлюкса при первом контрольном УЗИ через неделю после операции. При повторном обследовании через месяц окклюзия перфорантных вен также сохранялась у всех обследованных пациентов. Нейропатия развилась у четырех больных дистальнее места пункции. В ходе нашего исследования мы не выявили клинико-инструментальных данных за ТГВ, ТЭЛА и тромбофлебит в зоне, ассоциированной с облитерированной перфорантной веной. В местах кожных пункций у 6 (15%) больных выявлены ограниченные (точечные) кожные некрозы, которые разрешались спонтанно через образование струпа в течение 2-3 недель после операции.

    Заключение. Эндовенозная лазерная облитерация является эффективным и безопасным методом в лечении пациентов с тяжелыми формами венозной патологии и патологическим рефлюксом по перфорантным венам.

 

4)  Первый опыт повторных операций в лечении рецидива варикозного расширения вен нижних конечностей. Докладчик Абдулаев Юсуп Ибрагимович.


 

5

    Первый опыт повторных операций в лечении рецидива варикозного расширения вен нижних конечностей.

Махачев О.А.1,2Абдуллаев Ю.И1., Муталипов Р.М.1 Шихмагомедов О.О1.2., Абасов Ф.Х1.2., Изиев В.Р.1,  Шахнавазов А.Ш.1.2

 

1 ГБУ РД «НКО «Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии»

2 Кафедра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии ФПК и ППС ФГБОУ ВО «ДГМУ»

 

    Цель. Представить опыт ГБУ НКО ДЦК и ССХ по диагностике и хирургическому лечению рецидива варикозного расширения вен нижних конечностей.

    Методы. С 2015 по 2019 гг. в ДЦК и ССХ обследовано 90 пациентов с рецидивом варикозного расширения вен нижних конечностей после хирургических вмешательств, выполненных ранее в сроки от 2 до 25 лет. Всем больным проводилось ультразвуковое дуплексное ангиосканирование вен нижних конечностей с целью выявления причин рецидива. В рамках дообследования применялись следующие методы диагностики: МСКТ вен малого таза, флебография вен малого таза с селективной оварикографией, флебография вен нижних конечностей. Для устранения рецидива варикозной болезни применялись следующие хирургические вмешателсьтва: эндовенозная лазерная облитерация (ЭВЛО) с минифлебэктомией, минифлебэктомия без ЭВЛО, кроссэктомия с минифлебэктомией, стриппинг ствола большой подкожной вены (БПВ) с минифлебэктомией, эмболизация яичниковых вен.

    Результаты. В результате проведенных исследований выявлены следующие причины рецидива варикозной болезни: варикозное расширение вен малого таза с рефлюксом по яичниковым венам, пельвио-перинеальным рефлюксом и рефлюксом в вены нижних конечностей в 40 (44%) случаях, некорректная обработка БПВ в зоне сафено-феморального соустья (СФС) у 21 (23%) больного, у 14 (16%) пациентов рецидив выявлен в бассейне МПВ после ранее выполненного стрипинга БПВ, рефлюкс по несостоятельным перфорантным венам бедра и голени выявлен у 13 (14%) больных и в 2 (3%) случаях при первичной операции удаление притоков не сопровождалось стриппингом БПВ. Для устранения рецидива произведено 90 хирургических вмешательств: 40 эмболизаций яичниковых вен (32 эмболизации левой яичниковой вены, 8 эмболизаций левой и правой яичниковых вен) с последующей минифлебэктомией, 14 ЭВЛО с минифлебэктомией, 21 кроссэктомия с минифлебэктомией, 2 коротких стриппинга с минифлебэктомией, 13 минифлебэктомий. Все пациенты отметили хороший косметический эффект операции и улучшение качества жизни.

    Заключение. Выбор комплекса оптимальных методов устранения рецидива варикозного расширения вен нижних конечностей должен основываться на полноценной и точной идентификации причины варикоза.

 

    5) Рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение ишемической болезни сердца после операции аортокоронарного шунтирования. Докладчик Абасов Физули Ханахмедович.

Рентгенэдоваскулярная диагностика и лечение ишемической болезни сердца после операции аортокоронарного шунтирования.

 

Махачев О.А.1,2, Абасов Ф.Х.1,2, Мамаев А.А.1, Хаджилаев М.Х.1, Османов О.А. 1, Забитов Н.З.1               Шахнавазов А.Ш.1,2, Абакаров А.М.1,

 

1 ГБУ РД НКО «Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии»  

2 Кафедра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии ФПК и ППС ФГБОУ ВО «ДГМУ»

 

    Цель. Представить непосредственные результаты шунтографий у пациентов, перенесших аортокоронарное шунтирование (АКШ).

    Методы. С апреля 2013 г. по декабрь 2018 г. в ГБУ РД НКО «ДЦК и ССХ» 429 пациентам после операции АКШ была выполнена шунтография. Пациентов мужского пола - 390 (91%), женского – 39 (9%). Медиана возраста больных составила 57±4 года (от 42 до 77 лет). Максимальное время выполнения шунтографии после операции АКШ составило 16 лет, минимальное – три месяца.

Во время операции всем пациентам было создано от 1 до 5 шунтов, в среднем 2,4 шунта на 1 пациента. Во время шунтографии исследовано 1058 шунтов: к передней нисходящей артерии (ПНА) – 407 [функционируют – 361 (88,7%), стенозированы – 8 (2,0%), окклюзированы – 38 (9,3%)]; к диагональной ветви (ДВ) и артерии intermedia – 113 [ функционируют – 84 (74%), стенозированы – 6 (5 %), окклюзированы – 23 (20 %) шунтов]; к огибающей артерии (ОА) и ветви тупого края (ВТК) – 246 [функционируют – 179 (72,8%), стенозированы – 9 (3,6%), окклюзированы – 58 (23,6%)]; к правой коронарной артерии (ПКА) и задней межжелудочковой ветви (ЗМЖВ) – 289 [функционируют – 195 (67,5%), стенозированы – 11 (3,8%), окклюзированы – 83 (28,7%)].

У 49 пациентов после АКШ с возвратом симптомов ИБС выполнены чрезкожные коронарные вмешательства. В 40 (81,6%) случаях причиной возврата стенокардии была дисфункция шунтов, прогрессирование атеросклероза нативных артерий наблюдалось у 9 (18,4%) пациентов (все не шунтированные артерии), ещё в одном случае причиной рецидива стенокардии являлась окклюзия левой подключичной артерии. 

Стентирование 52 нативных артерий выполнено 41 пациенту (ПКА – 23, ОА или ВТК – 15, ПНА – 10, ствол ЛКА – 3, АИМ - 1). Реканализация хронической окклюзии выполнена в семи случаях, в одном наблюдении попытка реканализации была неудачной. Стентирование венозных шунтов выполнено в 10 наблюдениях (к ЗМЖВ ПКА – 3, к ПНА и ДВ – 3, к ВТК и ЗБВ – 4). В двух случаях были имплантированы стенты без лекарственного покрытия, в остальных наблюдениях стенты с антипролиферативным покрытием последних поколений. Среднее количество стентов на одного больного составило 1,4.  

    Результаты. Госпитальная летальность отсутствовала.  Во всех случаях получен хороший ангиографический результат. У 1 (2,1%) пациента, через месяц после ЧКВ, на контрольной коронарошунтографии выявлен тромбоз стента. Рестеноз до 60% ранее имплантированного стента наблюдался в одном случае (2,1%). В одном наблюдении возникло осложнение в виде синдрома no-reflow. Во всех остальных случаях осложнений в послеоперационном периоде не было. В промежуточном периоде (до 12 месяцев) летальность отсутствовала, повторные процедуры по реваскуляризации не выполнялись.

    Заключение. Шунтография является высокоинформативным методом диагностики дисфункции аортокоронарных шунтов. Причиной возврата стенокардии могут быть разные факторы; чрескожные коронарные вмешательства являются эффективным методом лечения больных ишемической болезнью сердца с возвратом клиники стенокардии после операции аортокоронарного шунтирования.

    Доклады сотрудников Дагестанского Центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии получили высокую оценку от председателей заседаний и участников пленума.